Белые ночи




"ПОД ФЛАГОМ ЧЕРНОГО ПИАРА"


"Пиастры, пиастры!" - кто не читал "Остров сокровищ", кто не помнит этого попугая на плече старого пирата капитана Сильвера! Но не все кануло в прошлое. "Пиар, пиар! Черный пиар!" - то и дело слышится и сегодня, особенно в период предвыборной кампании. И живет и здравствует сейчас новая разновидность флибустьеров голубого экрана и корсаров открытого эфира.

Вообще, слово "пиар" происходит от аббревиатуры "P.R.", то есть "специалист по связям с общественностью", слово "черный" в этом контексте указывает, что это - как раз прямые наследники "Веселого Роджера", которые и сегодня за горсть пиастров готовы пустить на дно или утопить в грязи любого соперника на выборах.

И чтобы познакомить с проблемой, мы приглашаем читателей не на острова южных морей, а в северную столицу России. Грязные предвыборные технологии, "черный P.R.", манипулирование общественным сознанием - все это в последние годы стало синонимом российской демократии. А если у Санкт-Петербурга кое-кто, как, например, местный губернатор, еще и оспаривает звание "криминальной столицы", то уж титул "колыбели демократии" у нее не отнять.

Да и "правые силы" добились здесь последний раз своего наивысшего результата не без помощи специфических приемов. И надо уметь различать эти приемы, особенно сейчас, когда наша страна из парламентской гонки прямо перешла в президентскую. К тому же аналитики по окончании очередных выборов неизменно с прискорбием констатируют: "Такой грязной предвыборной кампании еще не было", из чего легко сделать вывод, что российская демократия отважно идет на штурм абсолютного рекорда политического цинизма.

В поисках "черной кошки"

Победу С.Степашина в Петербургском округе демпресса поспешила выдать за несомненный триумф демократов. В том смысле, что, мол, "Давид одолел Голиафа" исключительно при помощи "Яблока". Тем более что уступил ему член КПРФ, бывший вице-губернатор Ленинградской области А.Воронцов. Однако этот ветхозаветный сюжет содержит, наверно, один из первых примеров неспортивной борьбы: вместо честной борцовской схватки предприимчивый молодой человек исподтишка засветил своему противнику камнем из пращи.

А вот что рассказывает А.Воронцов: "На теледебатах доверенное лицо С.Степашина г-н Волох в самом конце (за минуту до конца эфира), когда уже у оппонентов не остается времени, чтобы возразить, вдруг заявляет: "Если говорить об Алексее Васильевиче, который сидит слева от меня, то... не ему ли передавали пачки денег весьма бандитского вида молодые люди -- как говорится, свидетельства чему есть? Поэтому говорить о том, что вы там несчастны или бедны, не надо". Я, конечно, подал в суд. Но что им заплатить ничтожный штраф? Ведь заветный депутатский мандат в кармане".

Специалисты отмечают одну особенность "черного пиара": порочащий жертву вымысел вовсе не обязательно должен выглядеть достоверным -- гораздо важнее, чтобы он затрагивал самые чувствительные струны в человеческой душе. Вот пример. На последних выборах баллотировался кандидат от КПРФ Ю.Севенард. Итак, задача противников - "прилепить горбатого до стены". А как? Ага, Севенард известен как строитель дамбы. Та-а-ак - отлично! И вот в подметном листке живописуется, что-де бесследно пропала в Петербурге целая семья (фамилия, конечно, не называется) -- якобы выехала в отпуск и не добралась до места назначения. Куда подевалась эта мифическая семья? А совершенно ясно, убеждают авторы листовки, -- они, видимо, ехали по дамбе и их смыло в море. Поглотила пучина. А виноват в этом, без сомнения, кандидат коммунист, строитель дамбы - кто же еще?

Но дальше больная фантазия анонимных авторов разыгрывается, подобно невскому наводнению, и они пишут, что "из-за преступной халатности Севенарда... вода в Неве поднялась на 2 метра". И от этого якобы аж целых 15 500 (!) бездомных питерских кошек захлебнулись в своих подвалах. Ну прямо-таки не Мурка, а княжна Тараканова тонет в тюремном каземате. И якобы до сих пор по ночам в питерских дворах раздается их предсмертный стон. Бред? Конечно, так вам бродячая котяра и станет по доброй воле топиться -- тоже мне, нашлась героиня Островского! Но зато бьет по нервам сердобольных старушек, которые, как известно, наши самые дисциплинированные избирательницы. В листовке так и сказано: "Юрий Константинович ответит за смерть невинно убиенных зверюшек".

В этом примере, по мнению психологов, четко реализован один из принципов "черного пиара" - "последовательное приближение к абсурду": "Между реальным событием и необходимым нам выводом должна быть выстроена логическая цепь вымышленных событий, в которой переход от предыдущего звена к последующему еще носит видимость правдоподобия, что ненавязчиво приближает избирателя к абсурдному умозаключению".

Но в арсенале "черного пиара" есть средства и похлеще. Так сработать, чтобы для противника его же собственная внешность служила и уликой, и живым укором, -- вот это действительно высший пилотаж. В этом имел случай убедиться питерский губернатор В.Яковлев в ходе последней избирательной кампании. Тогда против него в сотнях тысяч экземпляров была растиражирована листовка "Позади большая работа", снабженная его же фотографией.

Вот какую оценку дает эксперт, заведующий кафедрой социальной психологии СПбГУ, доктор психологических наук, профессор А.Свенцицкий:

"- имеются основания предположить, что фотография В.А. Яковлева была подвергнута компьютерному искажению...;

-- возможно, изменены пропорции черт лица, в частности, несколько увеличен размер носа, что привело к огрублению лица;

-- возможно, изменена осанка: на листовке представлена несколько сгорбленная фигура, в то время как обычно для В.А. Яковлева характерно прямолинейное положение корпуса;

-- выражение лица и положение корпуса подобраны таким образом, что создают отчетливое впечатление интрапунитивного (самообвинительного) состояния В.А. Яковлева".

Похоже, "черный пиар" - это единственная "передовая технология", которой Запад поделился с Россией. И самое примечательное, что именно сюда Запад охотнее всего вкладывает деньги - нашелся-таки, наконец, "иностранный инвестор" на нашу голову. Взять, например, телекомпанию "6 канал ТВ" и издающуюся в Питере газету "St. Peterburg Times", которые были весьма активны в последнюю парламентскую кампанию и своих симпатий не скрывали. И значит, приняли активное участие в российской политике и влияли на исход выборов.

Конечно, все эти "Овраги" и "Медведи", может, доброго слова и не заслуживают - кто спорит? - дремучая лесная глушь и дичь российской политики. Но возникает законный вопрос: а какое до всего этого дело иностранцам? Может, мы как-нибудь сами разберемся? Без иноземных поводырей выберемся из нашего политического бурелома? И ведь вот какая деталь: оказывается, что 80 процентов уставного капитала телекампании "6 канал ТВ" принадлежат корпорации "Стори Ферст Коммюникейшнс, Инк.", зарегистрированной в г. Сан-Франциско США. Соответственно из 5 членов совета директоров этой телекомпании четверо были предложены иностранными учредителями.

Ну а газета "St. Peterburg Times" так и вовсе целиком принадлежит голландской компании "Индепендент Пресс Б.В.", зарегистрированной в Амстердаме. Между тем филиал ЗАО "Индепендент Пресс Б.В." имеет право в Санкт-Петербурге, согласно ст. 3, п. 2 устава, "осуществлять издательскую деятельность, в том числе подготовку и выпуск печатных изданий любого вида на основании лицензии", а также может проводить "исследование, разработку, производство, распространение и сбыт... печатной продукции".

Если в свое время в антисоветских кругах Запада было модно искать у себя под подушкой "руку Москвы", то у россиян сейчас никаких трудностей с этим, слава Богу, нет: чего уж долго искать "руку Вашингтона", когда чувствуешь ее энергичное дружеское пожатие на собственном горле. И всяких там "агентов влияния" тоже искать не надо - Запад, предпринимая свою экспансию, даже и не думал переодеваться, он печатает шаг на нашем информационном поле в своем собственном мундире и при всех регалиях.

Флибустьеры сточных вод

Отчего же наши избиратели, многократно обманутые, по-прежнему так доверчивы к любому печатному слову? Разрешить эту загадку мы попросили директора НИИКСИ доктора психологических наук, профессора В.Е. Семенова. Вот мнение ученого:

"Действительно, на первый взгляд парадокс. Ведь как показывают исследования, наш народ, как, наверно, ни один другой, имеет устоявшуюся систему предпочтений при оценке человека. Два основных критерия - это доброта и трудолюбие. Но "черные технологии" стали непременным атрибутом предвыборной борьбы, и в результате у нас сейчас сложилась своеобразная виртуальная политическая реальность: выбирают не кандидата, а рекламный компьютерный фантом.

И обратите внимание, как ловко в рекламных целях используются тысячелетние непреложные нравственные принципы нашего народа. Пример - это блок "Единство", во главе которого якобы стояли "три богатыря", три борца, три "добрых молодца": борец Карелин, борец с катастрофами Шойгу и борец с коррупцией генерал Гурин. Или другой пример: сейчас все политики спешат продемонстрировать такую истовую приверженность православной вере, что просто диву даешься, как это они же совсем недавно ходили на партсобрания. И на этих выборах никто, даже самые махровые демократы, не осмеливался признаться в своем космополитизме. Наоборот, все гурьбой валят в православный храм. Они и свечку-то как рюмку держат. Но обратите внимание: на торжественном рождественском богослужении все эти "подсвечники" стояли как столбы, и лишь один Путин усиленно крестился - очень тонкий предвыборный ход.

Ну а для противников используется весь арсенал дискредитации, что сейчас известно как "черный пиар", или черные предвыборные технологии. Явление это в нашей жизни новое и воспринимается как запрещенные и нечестные приемы в спортивном состязании кандидатов за мандат, а по сути, в самой общей форме, это "заведомая подтасовка объективных данных". На этом поприще даже появилась новая профессия - "черные пиарщики", куда входят ученые, согласившиеся торговать своим научным авторитетом, а также журналисты, продавшие душу дьяволу".

Представление о "черном пиаре" было бы неполным без знакомства с непосредственным исполнителем. Один из наиболее известных в Питере "мастеров черной технологии" -- журналист газеты "Калейдоскоп" Юрий Нерсесов, который часто пишет под псевдонимом У.Гадюкин или Г.Удавов. Он нарасхват в любой избирательной кампании, потому как за вполне умеренную плату может утопить в грязи любого конкурента, невзирая на его политические взгляды. Этакий киллер с авторучкой наперевес. Правда, нередко случается, что заказчик вдруг с изумлением обнаруживает до боли знакомый "гадюкинский" почерк в статье, где уже он сам с ног до головы облит помоями. Этот специалист согласился поделиться своими откровениями с нашей газетой.

Ю.Нерсесов, журналист: "Вопрос в том, что вообще понимать под "черным пиаром". Ах, вы считаете, что это заведомо ложная или тенденциозно поданная информация, что равнозначно понятию "клевета"? В таком случае должен вас разочаровать, потому что ни одна политическая кампания без тенденциозно поданной или по крайней мере односторонней информации не обходится. Те же "столпы демократической публицистики" заработали свою известность именно на "обличении Сталинской эпохи", причем в классических традициях "черного пиара". А теперь заходятся в благородном негодовании, когда, например, С.Доренко против них применяет те же приемы.

Потом надо правильно представлять роль этой пресловутой "чернухи". Сама по себе она не обеспечивает успех и даже не влияет существенно на рейтинг. На самом деле главная цель здесь - удар по болезненным и чувствительным местам противника с целью даже не столько дискредитировать, сколько вывести из себя, заставить нервничать и вызвать публично ответную неадекватную судорожную реакцию, которая поставит его в смешное положение. То есть это прежде всего средство психологического давления, и если противник плохо держит удар, оно достигает цели.

Вот, например, на последних губернаторских выборах в Ленинградской области против В.Густова выпускается статья, где сказано, что якобы он "финансируется цыганской мафией и за это обязался в случае победы предоставить цыганам автономию на территории Ленинградской области". Рядом публикуется фотография Густова, на которой методом компьютерной графики его лицу приданы некоторые цыганские черты. Чушь, разумеется, несусветная, но в ответ Густов срывается и начинает очень нервно публично оправдываться и от всего открещиваться. Все - дело сделано! После этого в подсознании многих избирателей, которые и в глаза эту газету не видели, остается негативная ассоциация.

Или другой пример. Доренко порет какую-то ахинею, что якобы Примаков недавно перенес тяжелую операцию и даже демонстрирует какой-то снимок тазобедренного сустава. Понятно, что все это тоже из области цыганских анекдотов. Но Примаков демонстрирует полное неумение "держать удар": он взрывается, начинает суетиться и под объективы телекамер даже чуть ли не пытается продемонстрировать всем этот самый свой тазобедренный сустав. И сам не заметил, как оказался смешон, и невольно подыграл Доренко".

Демократия по прейскуранту

Большое влияние оказывают на избирателей театрализованные инсценировки - очевидность не требует доказательств. Остроумную выходку в последнюю кампанию по выборам Петербургского законодательного собрания предприняли против одного из кандидатов -- депутата В.Островского, который мечтал переизбраться вновь. В его округе по улицам в большом количестве бродили дети в возрасте 10-12 лет и приставали к прохожим с такой жалостливой историей: что они-де родные дети депутата Островского, а он якобы их бросил ("выгнал", "живет с другой семьей", "не признает" и т.д. - версии варьировались), так не даст ли дядя (или тетя) им немного покушать? Очевидцы рассказывали - действовало безотказно. Что там коты-утопленники! Здесь вот живые дети брошены извергом-депутатом. Сердобольные дяди и тети первым делом хватались за сердце, а потом за кошелек.

Естественно, репутация депутата оказалась безнадежно испорчена, и переизбрания он не дождался. Мало того что чадолюбием не наделен, а еще, судя по обилию детей примерно одного возраста (а бывало, что, пока человек дойдет от метро до дома, к нему такие "сыновья депутата Шмидта" по 2-3 раза обратятся), можно было предположить, что зловредный депутат по меньшей мере содержит внушительный гарем.

А вот другой пример. Во время кампании 1996 года по выборам питерского губернатора против Ю.Болдырева использовался такой прием: его соперник в борьбе за пост губернатора Санкт-Петербурга просто нанял парней -- студентов Театрального института, и те, накрасив губы и навесив на уши серьги, в центре Питера разыграли театральный пикет "Секс-меньшинства за Болдырева", при этом прозрачно намекая, что Юра -- душка и свой в доску. Понятно, избиратель содрогнулся.

Ну уж если так обходятся с "демократами", то с коммунистами и вовсе не церемонятся. На последних парламентских выборах невесть откуда появилась так называемая Партия пенсионеров, которая сразу повела себя с такой далеко не стариковский напористостью и размахом, будто там собрались одни ветераны прилавка. Кстати, и к выборам они сразу проявили ларечно-торгашеский подход. И в 98-м Волховском округе Ленинградской области, где с кандидатом от КПРФ состязался представитель Партии пенсионеров А.Шиманов, можно было наблюдать такую картину.

Вот как это описывает очевидец в своем письме, опубликованном в газете "Волховская земля" от 3 декабря 1999 года: "Мне довелось своими глазами видеть, как вступают в Партию пенсионеров у нас в Сясьстрое. Одна бабуля со слезами на глазах умоляла продавщицу из магазина, чтобы та дала ей бланки для заполнения анкет. Дело в том, что пенсионерам даются два бланка: один - с программой партии, а другой - для отчета о расходовании полученной пенсии в течение недели... Получает пенсионер эти анкеты. Спешит заполнить их и сдать обратно до 20-го числа каждого месяца. А ему за это в следующем месяце дадут пятьдесят рублей. Так вот, стоит бабулька и у продавщицы выклянчивает эти несчастные анкеты: "Дай, родимая, дай, милая!" Оно и понятно, полтинник для бабки - деньги не лишние... И старики, перешагнув через гордость, убеждения, человеческое достоинство, идут на грязную сделку, ибо "очень кушать хочется".

А дело просто в том, что прошли времена, когда избирателю просто совали в руки пакет просроченной гречи или, хуже того, бутылку. Теперь в ход идет не подкуп, а деловое сотрудничество. Помните, незабвенный Леня Голубков в рекламе МММ говорит: "Нет, я уже не халявщик, я - партнер!" Ну вот и Партия пенсионеров пригласила стариков к проведению "социологического исследования своего собственного семейного бюджета". Благо и трудов больших это не стоит, ибо бюджет пенсионера выражается лаконичной формулой "шиш с маслом". А старику за это - полтинник.

В распоряжении нашей газеты оказались образцы этих документов. Вот, например, такой: слева текст "Партия пенсионеров напоминает, что по вашему избирательному округу от Партии пенсионеров в Государственную думу выдвинут А.Шиманов, а справа, здесь же, "Контрольный талон", где прямо написано: "Я приду 19 декабря на избирательный участок и поддержу кандидата от Партии пенсионеров", а дальше фамилия, имя, отчество и подпись завербованного старика.

Вот это, конечно, новое слово в избирательных технологиях!

Автор рискнет высказать мнение, что до сих пор еще никто не догадывался брать квитанцию, удостоверяющую: "Мзду получил". Если так дело дальше пойдет, то скоро наемные киллеры со своих жертв будут отбирать расписку "об отсутствии претензий на качество выполненной работы".

Впрочем, когда не срабатывает весь ассортимент насилия над волей избирателей, то в распоряжении черных технологов остается последнее средство - итоги соревнования объявляются недействительными, потому что, мол, в самый момент финиша судейский секундомер вдруг стал безбожно врать. И потому участников соревнования приглашают забег повторить на бис.

Вот 19 декабря в Всеволожском избирательном округе № 99 Ленинградской области выборы признали несостоявшимися. При этом опередившего всех кандидатов от победы отделило всего 300 голосов - ровно на столько больше голосов было подано "против всех кандидатов". Естественно предположить, что это просыпается наш избиратель, который прежде находился в глухой оппозиции к режиму и с отвращением отворачивался от всего предложенного предвыборного ассортимента кандидатов. Мол, прежде он голосовал... ну как бы помягче выразиться? Ну, в общем, в день выборов сидел дома, а теперь стал голосовать ногами - пришел и всех вычеркнул.

Доля истины в этом, видимо, есть. Но вот что говорится в многочисленных заявлениях, поданных после оглашения спорных итогов голосования в Федеральный суд г. Всеволожска: "19 декабря 1999 года по Всеволожскому избирательному округу № 99 при составлении протоколов об итогах голосования на избирательных участках были допущены серьезные искажения цифровых показателей... По некоторым участкам количество выданных бюллетеней меньше, чем количество бюллетеней, находящихся в урнах. Имеются серьезные расхождения в количестве полученных бюллетеней и количестве избирателей на участке... Все нарушения зафиксированы протоколами участковых комиссий и актами..." И далее перечисляются аж целых 23 участка, на которых были обнаружены нарушения.

Особая тема - использование военнослужащих в избирательных играх. Похоже, без всякого путча, но военные у нас уже вершат судьбу страны.

Вот что говорят заявления в суд:

"На 206-м и 209-м избирательных участках по Всеволожскому 99-му избирательному округу военнослужащие войсковых частей 20160 и 57551 дважды голосовали на избирательных участках г. Сертолово. Ряд военнослужащих голосовали неоднократно, используя военные билеты других военнослужащих".

Казалось бы, вот где развернуться правозащитникам, да и стражам закона - можно сказать, ползучий переворот в отдельно взятом районе, сама демократия стала жертвой покушения. Ан нет, все тихо. А с другой стороны, кому хочется ворошить это дело? Просто потому, что это означало бы замахнуться на бизнес "черных пиарщиков". Ведь они уверяют, что итоги голосования - их нераздельная монополия и клиент получит результат, сообразный вложенной сумме. Так сказать, демократия не по закону, а по прейскуранту.

Сергей ИВАНОВ,

[ главная страница ]

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Hosted by uCoz